Отпуск это хорошо, согласитесь. Вы покидаете привычное вам место и познаёте новое. Новые люди, новые страны, новые традиции и культура. Всё это может стать объектом вашей съёмки. Множество людей, которым не удалось посетить места, в которые вы попали, будут смотреть ваши фотографии не отрываясь. Так как же правильно фотографировать в путешествии и делать замечательные снимки?
Общие советы по съёмке в путешествии
Техника съёмки в путешествии ничем не отличается от съёмки в любом другом месте – здесь работают
абсолютно те же принципы и законы фотографии. Но есть некоторые факторы, возникающие именно в
путешествиях, так или иначе влияющие на эмоционально-психологическое состояние фотографа. В большей
или меньшей степени – осознание этих факторов может влиять на результаты съёмки. Постараюсь выделить
основные:
Самоконтроль
Как правило, фотосъёмка в начале поездки захватывает в прямом смысле «с головой». Фотограф
перестаёт воспринимать действительность с точки зрения обычного человека и видит лишь сквозь объектив
Попадая в незнакомую страну, человек сразу же сталкивается с огромным потоком новой
информации, перегружающей его сознание. Для фотографа этот избыток воспринимаемой информации
оказывается вдвойне критичным, преобразуясь в объекты съёмки: природа, люди, городские сценки, быт,
животные и т.д. Всё необычно, красиво, самобытно и незамедлительно просится в объектив!
Чем неискушённее фотограф, тем больше он подвластен этому чувству «снять всё» и подхватывается
стремительным потоком возникающих объектов. При этом объекты съёмки начинают диктовать свои
правила, а взгляд и мышление фотографа абсолютно теряются. Объекты выбирают фотографа, а не фотограф
отбирает, анализирует и преобразует окружающую действительность.
Чтобы взять процесс в свои руки, фотограф должен в какой-то степени стать скептиком, начать
смотреть на возникающие объекты съёмки критически, а не глазами восторженного романтика,
принимающего всё и вся, а с ним и матрица (плёнка) его фотоаппарата
Прежде всего необходимо восстановить самообладание. Надо подавить в себе суету, сначала
физиологически (учащённое сердцебиение), а затем психологически. Возможно, в какой-то момент стоит
вдохнуть пару раз поглубже и сказать себе «Стоп! Спокойно!».
Теперь, когда суета и паника подавлены – надо посмотреть ещё раз на объекты вокруг: что я
хочу снять, что нового даст этот кадр, какую художественную ценность он имеет! Надо оценить и взвесить
– какой ракурс лучше, может стоит отойти подальше, может стоит включить в кадр что-то ещё, а может
вечером вы снимете это при лучшем свете!
Дефицит времени
Как правило, переизбыток информации в путешествии всегда идёт бок о бок с ограниченным
временем. Чем больше пунктов в поездке, тем меньше времени остаётся на ознакомление с каждым. То, что
требует для ознакомления в спокойном темпе 3-4 дня, часто приходится осматривать всего за 1-2 дня.
Спешка и постоянный страх «не успеть» тоже не сказываются позитивно на результатах съёмки.
Дальше – больше
Очень часто, кидаясь на первые объекты в начале пути и пытаясь запечатлеть их со всех возможных
ракурсов, мы тратим неоправданно много времени, лишая себя встречи с самым интересным! Как
показывает практика, водопады в конце маршрута оказываются более грандиозными и высокими, каньоны
более глубокими, а пейзажи более фантастическими. Учитывая это, иногда стоит более сдержанно и
дисциплинированно вести себя в начале пути, оставляя время и силы, для главного.
Съёмка людей
Съёмка местных жителей и бытовых сценок является неотъемлемой частью фотоотчёта
Отношение разных народов к путешественнику вообще, а особенно к человеку с камерой очень сильно
различается в зависимости от региона и страны.
Перед поездкой необходимо составить как можно более полное представление о стране: особенности
региона, религия, политический строй, уровень развития и конечно же надо чётко понимать особенности
местного менталитета.
Есть страны совершенно безопасные, где вам не только улыбнуться в камеру, и совершенно
бескорыстно будут позировать. Есть страны, где за съёмку будут приставать, прося денег. В некоторых
странах ваш кадр обычной бытовой сценки могут посчитать вероломным вторжением в личную жизнь со
всеми вытекающими… Вот почему стоит тщательно обдумывать и взвешивать свои действия, в зависимости
от каждого конкретного случая, когда направляете камеру на человека.
Как правило, в местах массового скопления туристов, местные жители наиболее ушлые и негативно
относящиеся к съёмке. Это понятно – каждый день им приходится попадать в десятки кадров независимо от
их желания. В таких местах могут закрыть лицо или сразу заявить «уан доллар! (как очень принято во
Вьетнаме)». В местах менее доступных для массового туриста, люди более открыты и дружелюбны.
Возможно, иногда стоит иметь наготове какой-нибудь незначительный сувенирчик.
Снимать можно внезапно и незаметно, спрятавшись, подкараулив или с большого расстояния – такой
кадр будет более естественным, так как человек продолжает заниматься своим обычным делом, ничего не
подозревая. Но, как правило, сложно остаться незамеченным, находясь среди совершенно других людей.
В таком случае, если разоблачение неизбежно – лучше предварительно узнать мнение будущей модели –
словами или знаками, дав понять, что вы хотели бы сфотографировать. В этом случае не избежать
позирования, но люди, как правило, отнесутся с большим энтузиазмом к вашей съёмке и не последует
негативных эмоций.
Есть страны, где на людях лучше скрывать наличие камеры как таковой. Это характерно и для
Латинской Америки и для многих стран Африки.
Безопасность
Камера, особенно профессиональная в комплекте со сменными объективами, является прекрасным
показателем вашего благосостояния и маяком для тех, кто хотел бы поправить своё. Всегда следует отдавать
себе полный отчёт где, что/кого и при каких обстоятельствах вы планируете съёмку. Возможно, камеру
вообще не стоит выносить на всеобщее обозрение, если в данный отрезок времени съёмка не
предполагается.
В общем, советы по безопасности фотосъёмки не отличаются от общих соображений здравого смысла:
нигде не выкладывать и не выставлять технику (например на столике в кафе), всегда держать на виду в
людном месте (перевесив фотосумку или рюкзак вперёд), «не светить» лишний раз, не устраивать съёмку
закатов в сомнительных районах, держаться группой (если есть с кем).
Теги: фото, путешествие