6.3. Из пункта А в пункт Б… (основы движения в слайде). Часть 3.
В рассмотренном примере у нас было четыре слоя и нам пришлось четыре раза делать настройки. А если бы понадобилось из центра перемещать квадратики, чтобы покрыть все остальные восемь клеток? Пришлось бы делать восемь слоев и восемь раз проводить настройки. Сложные слайды могут содержать десятки слоев и значительное количество ключевых кадров в каждом слое, поэтому настройка перемещения в таком слайде может оказаться довольно продолжительным и скучным делом. Нет ли способа её упростить?
В определенных случаях компоновки слайда такой способ есть. Он состоит в применении самой главной страшилки PSP – модификаторов. Мы рассмотрим одно из возможных использований этого мощного инструмента, и надеюсь, идеология и частично принципы применения модификаторов станут понятнее. Частично – потому что я планирую через какое-то время еще раз вернуться к модификаторам с тем, чтобы разобраться в их тонкостях.
У людей военных есть неплохой способ быстро организовать выполнение группой людей того или иного действия, в то время как лица гражданские будут сначала много и долго рассказывать. Он называется «Делай, как я!». «Делай, как я!» - говорит командир – и все его подчиненные совершают те же действия, что и он. Действуют, так сказать, по образцу, но с некоторой поправкой на индивидуальность.
А теперь вернемся к рассмотренному в части 2 примеру с четырьмя квадратиками. Пусть наш красный квадратик будет образцом - командиром. Он стоит – и три остальных стоят. Он движется в угол – и три остальных квадратика тоже движутся в угол. С единственной поправкой – каждый в свой угол. Давайте попробуем использовать принцип «Делай, как я!» при компоновке слайда.
Чтобы не было путаницы, предлагаю начать строить слайд с нуля. Если у вас презентация от предыдущего примера сохранилась, просто начните делать следующий (второй) слайд и он сразу же наследует длину и аспект от предыдущего слайда. Если нет – начните с начала – создайте слайд длиной 16.5с с нулевой длиной перехода, аспектом 1:1 и наложите на поле слайда сетку 3х3. Все это описано и показано в предыдущем примере. Снова добавьте слой и заведите в его центре красный квадратик с масштабом 33.33% по обоим осям. Скопируйте параметры ключевого кадра №1 (пока это начало слайда) в ключевой кадр №2 (конец слайда). А теперь – стоп, не нужно начинать добавлять в слой ключевые кадры и расставлять их по времени. Оставим эти действия на более позднее время и сразу выполним три раза дублирование слоя с красным квадратиком. Перекрасим, как и прежде, квадратики в зеленый, синий и белый цвета. И только теперь вернемся к слою с красным квадратиком, добавим два ключевых кадра и настроим необходимое движение. Все, как в предыдущем примере, только не трогаем остальные слои. На этом часть работы, одинаковая с работой для предыдущего примера, заканчивается.
Для удобства переименуем наши слои в соответствии с цветом квадратиков. слой с красным квадратиком назовем Red, с зеленым - Green, с синим - Blue и с белым - White. Кстати, кто не знает, при выборе цвета можно его не подбирать, а перейти в режим Hex и написать английское название цвета. По крайней мере наши четыре цвета так задать можно. Отвлекаясь, для любителей тонировки фотографий: цветоустановщик принимает тон sepia. Попробуйте.
В результате построения мы получили слайд, в котором все время в центре присутствует белый квадратик (он перекрывает нижележащие квадратики), а в некоторый момент времени из-под белого квадратика показывается красный и перемещается в правый нижний угол. Проверьте это – запустите просмотр слайда.
Осталось скомандовать остальным квадратикам: «Делай, как я!». Потому что остальные квадратики пока только умеют стоять на месте. Ну и поправочка есть к команде – каждому квадратику надо изменить точку назначения. И вот нам понадобятся модификаторы.
В идеологии модификаторов нет ничего сложного. В полном соответствии со своим названием, модификатор что-то изменяет (модифицирует) в параметрах слоя. Когда мы говорим об организации движения объекта в слое, на самом деле мы перемещаем сам слой с находящимся в нем объектом и именно по этой причине в слое может размещаться только единственный, жестко привязанный к нему объект. Поэтому, изменяя параметры слоя, модификатор изменяет, тем самым, и параметры объекта в этом слое.
Модификатор может быть:
- числом (т.е. постоянной величиной);
- переменной величиной, привязанной к любому параметру в этом же или любом другом слое;
- переменной величиной, заданной одной из предварительно определенных периодических функций (синусоида и т.п.).
Для нашего случая («Делай, как я!») подходит вариант модификаторов с переменной величиной, привязанной к параметрам слоя Red. Мы будем работать с параметром Pan (панорамирование), задающим перемещение слоя. В предыдущем примере мы определили, что для красного квадратика конечное положение центра задается координатами 33.33 по оси X и 33.33 по оси Y. Для зеленого квадратика по оси X координата та же самая, а по оси Y она равна -33.33, т.е. имеет такое же значение, но с обратным знаком. Поэтому единственное, что нам надо сделать в слое Green – это задать для Pan X модификатор, берущий значение Pan X от слоя Red, а для Pan Y модификатор, берущий значение Pan Y от слоя Red, но с обратным знаком.
Переходим на слой Green и щелкаем правой кнопкой мышки в поле для значения Pan X для ключевого кадра №1. В открывшемся меню выбираем Add Modifier (добавить модификатор) и переходим в окно Modifier, где делаем все необходимые установки. Затем повторяем эти же действия для значения Pan Y для ключевого кадра №1. Установка Apply to All Keyframes (Применять ко всем ключевым кадрам) распространяет сделанные установки модификаторов на время демонстрации всего слоя. Собственно, это и все – запустите просмотр и убедитесь, что зеленый квадратик «ожил».
Осталось связать с «красным» слоем «синий» и «белый» слои. Для «синего» слоя множители (поле Multiplied By) будут равны -1.00 и 1.00, а для «белого» оба будут равны -1.00. По сути, мы просто перенесли знаки координат положения центра квадратиков в множители модификаторов. Запускаем просмотр – все работает, как задумано. Не правда ли, работы по настройке в случае использования модификаторов сделано меньше?
Но главное, что дают модификаторы – это гибкость в настройках. Если сейчас мы изменим движение красного квадратика, то изменится движение трех остальных «подражающих» ему. Измените для красного квадратика в контрольной точке №3 для Pan Y значение координаты с 33.33 до 0 и посмотрите результат. Надеюсь, впечатлило и теперь модификаторы стали для вас понятнее и ближе, чем прежде. А если нет – не огорчайтесь: по крайней мере вы увидели, что модификаторы существуют, что они не так уж и загадочны и даже могут быть полезны. А разобраться с ними время еще будет.
Когда может понадобиться подобное использование модификаторов? Один из таких случаев – синхронное движение нескольких слоев, при котором все слои должны двигаться как склеенные. Можно, конечно, заниматься копированием ключевых кадров, настройкой значений Pan и т.п. А можно указать слой-образец и дальше применить «Делай, как я!». Тогда при внесении в движение любых изменений, их достаточно проводить только в слое-эталоне. Попробуйте, рекомендую.
В заключение вопрос: что произойдет, если слой-образец сам имеет модификаторы, т.е. его движение зависит от чего-то? Да произойдет именно то, что мы ожидаем: модификация модификаторов. В результате изменится движение слоя образца, и оно точно так же будет отражено на связанные с ним модификаторами слои. Таким способом можно создавать движения с очень сложными зависимостями.
Отредактировано RAlex (02-12-2011 18:12:40)